Пятница, 26.04.2024, 21:04
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ "Школа № 144"

Меню сайта
Учимся и учим
Информация
Госуслуги
Поиск

Крещение Руси

просмотр презентации

     Наше Отечество, Россия, стало христианскою страною почти через тысячу лет после пришествия в мир Спасителя. До этого времени люди в Русской земле поклонялись идолам, были язычниками (м-ф 01. Поклонение идолам). Главными идолами были солнце (Даждьбог - м-ф 02) и гром с молниею (Перун – м-ф 03). Кроме них почиталось множество низших идолов, покровителей хозяйства, дома, двора, воды, леса и проч. В жизни наших предков язычников было много суеверий, ложных понятий, жестоких обычаев, случались даже человеческие жертвоприношения идолам.

     По преданию, св. Апостол Андрей Первозванный (м-ф 04. ) был, с проповедью Евангелия в Скифии, т. е. в стране, из которой впоследствии образовалась Русь. Поднявшись на киевские горы, он поставил там деревянный крест и предсказал, что в этой стране будет сиять истинная вера (м-ф 05/видео. Андрей Первозванный: 1 мин 23 с).

          По территории Древней Руси проходил торговый путь, который летописец Сильвестр в своём труде назвал «из варяг в греки» (м-ф 06/карта. Путь «из варяг в греки»)  Это древний водный торговый путь из Балтийского в Черное море, по которому в 9-12 вв. шла торговля Руси и Сев. Европы с Византией.

  • Что вы можете рассказать о Византии? (Византия или Восточная Римская империя, преемница Древнего Рима. Столица Византии Константинополь, город, основанный императором Константином. В 313 году Константин издаёт Эдикт, согласно которому впервые в мире христианство признаётся государственной религией.)

     В Древней Руси Византию обычно называли «Греческим царством», а её столицу — Царьградом.

     Именно из Византии на Русь стало проникать христианство (м-ф 07/видео. Проникновение христианства на Русь: 51 с) .

     Первое массовое крещение русичей произошло во второй половине IX века при киевских князьях Аскольде и Дире (м-ф 08/видео. Аскольд и Дир: 2 мин 59 с).

     После смерти Аскольда и Дира язычество на Руси опять взяло верх. Однако многие из русских служили на службе у византийских императоров в Греции, принимали там христианство и приносили его в свое Отечество.

     В половине Х века (955 год) киевская княгиня Ольга приняла в Константинополе св. Крещение (м-ф 09/видео. Крещение Ольги: 3 мин 06 с).

  • Как вы думаете, каким образом Ольга несла на Русь свет Христовой веры? (После ответов детей м-ф 10/видео. Ольга, Святослав, Владимир: 1 мин 24 с.
  • Во время просмотра следующего медиафайла (м-ф 11/видео. Время правления Святослава: 1 мин 50 с) найдите ответ на вопрос: «Какое значение для Руси имело время правления Святослава?» (Во время правления сына княгини Ольги Святослава Русь заявила о себе как об одном из самых сильных государств Европы).

     После Святослава осталось три малолетних сына: Ярополк, Олег и Владимир. Ярополк сел на княжение в Киеве, Олег — в земле Древлянской и Владимир — в Новгороде.
Владимир, Ярополк и Олег были еще малы и не могли сами управлять русской землей, а потому все дела за них решали воеводы. Вскоре воеводы не поладили между собой. Началось кровавое междоусобие, и случилось так, что Ярополк стал повинен в смерти Олега (м-ф 12/видео. Смерть Олега и Ярополка. Владимир – князь всея Руси: 3 мин 34 с.      Это ужасное известие поразило юного князя Владимира и, собрав рать, он выступил на брата. Вскоре Ярополк, преданный своим воеводой Блудом, был заколот двумя варягами, а князь Владимир стал единственным правителем земли русской.)

     В первые годы своего правления князь Владимир, получивший языческое воспитание в Новгороде, куда его в восьмилетнем возрасте направил княжить Святослав (в 970 году), показал себя усердным язычником. (м-ф 13/видео. Владимир-язычник: 1 мин 17 с. «И стал Владимир княжить в Киеве один, - говорит летопись, - и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоша. И приносили им жертвы, называя их богами... И осквернилась кровью земля Русская и холм тот» (под 980 год).

     Военные походы Владимира ещё более укрепили границы Руси (м-ф 14/видео.  Владимир укрепляет Русь: 1 мин 02 с)

     Итак, в 983 году доблестная рать князя Владимира отправилась походом на ятвягов. В этом походе чуть сам князь и вся его дружина  не сложили голову. Русская дружина попала в засаду и, окруженная ятвягами,  отчаянно билась с целыми отрядами ятвягов. Однако те давили числом, и княжеская дружина неуклонно таяла. «Неужто, конец?» — мелькнуло в мыслях у князя. И вдруг перед мысленным взором Владимира на миг мелькнул огромный деревянный Перун (м-ф 15. Перун) с серебряной головой и позлащенными усами.

     «Помоги, Перуне, сохранить дружину! Принесу тебе богатые жертвы!» - мысленно взмолился Владимир. Но тщетна была его мольба. Не услышал князя золотоусый языческий болван. Сотнями гибли русичи. Повисали на них ятвяги, стаскивали с коней, били дубинами, копьями. Всё меньше оставалось дружины у Владимира.
     Святославич сам не знал, отчего вспомнил он вдруг строгий лик (м-ф 16. Спаситель) на потрескавшейся доске, которому молилась бабка его Ольга, одна из первых на Руси христианок.
«Помоги тогда Ты, Бог моей бабки, раз Перун не может! Яви чудо!» - крикнул горячо Владимир.
     И — произошло чудо. Внезапно без видимой причины отряды ятвягов дрогнули и, не выдержав натиска русичей, обратились в бегство, стремясь затеряться в густой дубраве. Дружина Владимира преследовала отступавшего врага, разя его мечами.
     Победа была полной. Разбив ятвягов, дружина вернулась в Киев с богатой добычей и множеством пленных.
     Князь Владимир был задумчив и, хотя продолжал вести прежнюю языческую жизнь, нередко вспоминал тот случай на бранном поле.
А тут еще произошло событие, оставившее в непробудившейся до конца душе князя глубокий след.
     Считая, что победой над ятвягами русичи обязаны Перуну, волхвы решили почтить своего истукана принесением ему человеческой жертвы (м-ф 17. Первые христианские мученики на Руси – Феодор и Иоанн: 2 мин 10 с.
»Кинем жребий на отрока и на девицу — на кого падет, того и заколем мы в жертву Перуну, а их кровью вымажем ему усы. Насытится Перун и будет давать нам новые победы», - говорили волхвы. Жребий был брошен и пал на юного отрока — варяга. Звали его Иоанн. Он был единственным сыном отца своего Феодора. Оба они — и Феодор, и Иоанн были христианами, что особенно раздражало волхвов. Именно потому волхвы и выбрали в жертву Иоанна, подстроив жребий. «Идите и приведите нам отрока! Так пожелал Перун!» - кричали волхвы.
     Посланцы волхвов отправились на двор к Феодору и заявили ему, что хотят взять его сына и заколоть перед истуканом с золотыми усами: «Гордись, отец, его выбрал сам Перун! Дух твоего сына будет прислуживать ему в загробном мире. Выдай нам сына и мы уйдем!»
»Не отдам вам Иоанна! Ваши боги — не боги, а деревяшки. Они не едят, не пьют и не говорят, на что им мой сын? Разве не знаете, что ваши истуканы вырублены топором из стволов и обтесаны? Не боги они, а бесы! Истинный же Бог один — это он сотворил все в мире и самого человека по образу и подобию своему».
     Разъярились волхвы, когда услышали такой ответ. Двое их посланцев, оттолкнув Феодора, хотели схватить Иоанна, но отважный варяг выхватил меч и стал оборонять сына. Посланцы, выкрикивая угрозы, отступили. Вскоре подосланная волхвами толпа ворвалась во двор.
Феодор с Иоанном укрылись на втором этаже хором.

     «Отдай сына, и сам уцелеешь!» — кричали волхвы. «Не отдам! Если ваш Перун всемогущ, то пускай явится за ним и сам возьмет моего сына! Зачем же мешаете ему?» - решительно отвечал христианин. «Не слушайте его, киевляне! Разве не видите, что он оскорбляет наших богов? Бросайте факелы! Жгите христиан!» - завопили в испуге волхвы. Полетели факелы. Деревянные хоромы вспыхнули, занявшись сразу с нескольких концов. Ворвавшись внутрь, разъяренная толпа растерзала Иоанна и Феодора.
Узнав о том, как погибли варяги, загрустил князь Владимир.)

      Обстоятельства  смерти отца и сына произвели на Владимира сильное впечатление, и он начал сомневаться в истинности языческой веры (м-ф 18/видео. Первые камни веры в сердце Владимира: 24 с)

     Зорким своим сердцем почувствовал он, что боги языческого пантеона не больше, чем позолоченные истуканы.  Об этом скоро узнали соседние народы. В Киеве, как в любом торговом городе, сходились купцы со всех сторон. Они разносили молву в своих землях, обо всем, что видели и слышали. Каждый из соседних народов поспешил обратить Владимира в свою веру, каждому из них хотелось сделать сильного князя своим единоверцем (м-ф 19/видео. Рассказ греческого философа. В.З.: 6 мин 06 с)
      ( Для справки: Вот что гласит об этом предание нашего летописца.
   В лето 986 года пришли из земли болгар магометане к Владимиру и сказали:  “Ты князь мудрый, а истинной веры не знаешь. Прими нашу веру и поклонись Магомету.
   — Какая же ваша вера? — спросил Владимир.
   — Веруем мы в единого Бога, — отвечали болгары, — а Магомет заповедует нам свинины не есть, вина не пить. — Затем рассказали о рае, где люди, исполнявшие закон Магомета, будут вечно наслаждаться.
        Рассказ о будущей жизни Владимиру пришелся по душе, но запрет есть свинину, и особенно пить вино, совсем не понравился.
   — Руси есть веселье пить, не можем быть без того, — сказал он.)
   Затем пришли к Владимиру немцы, послы от папы — римского патриарха.  Владимир выслушал их и отпустил ни с чем.
   — Отцы наши, — сказал он, — не принимали вашего закона.
   Пришли евреи из земли хазарской.
    — Слышали мы, — сказали они, — что приходили к тебе послы от магометан и христиан и проповедовали каждый свою веру. Христиане верят в того, кого мы распяли; мы же верим в единого Бога — Бога Авраама, Исаака и Иакова.
  — В чем состоит закон ваш? — спросил Владимир.
 — Свинины не есть и субботу чтить, — сказали евреи.
 — Где же ваша земля? — спросил Владимир.
 — В Иерусалиме, — отвечали они.
  — Там ли? — переспросил Владимир.
   — Бог разгневался на отцов наших, — сознались евреи, — и рассеял нас за грехи наши по разным странам, а землю нашу отдал во власть христиан.
   — Как же вы других учите, — сказал Владимир, — когда сами отвергнуты Богом и расточены по разным странам за грехи ваши? Если бы Бог любил вас и веру вашу, то не рассеял бы вас по чужим землям. Хотите, чтобы и с нами было то же?)

     Внимательно слушал Владимир чудный рассказ греческого проповедника, который рассказывал о рождении Христа, об учении Его, чудесах, страдании, смерти, воскресении и вознесении на небо, объяснил, ради чего пострадал Христос, какую жизнь заповедал христианам (м-ф 20/видео. Новозаветное повествование греческого философа: 2 мин 24 с.)

— Настанет день, — сказал проповедник в заключение, — когда Бог, сошед с неба, будет судить живых и мертвых и воздаст каждому по делам его: праведным даст царство небесное, красоту неизреченную, радость без конца и жизнь вечную; грешникам — мучения бесконечные (м-ф 21/видео. Рассказ философа о страшном суде: 51 с. Рассказал грек о загробной жизни, рае и еще показал картину Страшного суда Господня. Указал праведников на правой стороне, которые с радостью шли в рай, и грешников на левой стороне, идущих в муку.
   Сильно подействовали на Владимира и рассказ проповедника и картина. Вздохнул Владимир и сказал:
   — Добро этим, что на правой стороне, и горе тем, что на левой.
   — Коли хочешь стоять с праведниками на правой стороне, — сказал проповедник, — то крестись.

     Подумал Владимир и сказал:
   — Подожду еще немного. — Он хотел разузнать хорошенько обо всех верах.
   Щедро одарил он красноречивого проповедника и с великим почетом отпустил его от себя).

     Созвал после Владимир бояр своих и городских старцев на совет и сказал им:
   — Приходили ко мне болгары, предлагали принять их веру; потом были немцы, и те хвалили свой закон; после них пришли евреи. Наконец, приходил ко мне посол от греков. Он порицает все законы, а свой хвалит. Много говорил он о начале мира. Чудны эти рассказы, всякому любо слушать их. Сказывал, что и другой свет есть: кто вступит в греческую веру, тот, говорит, если и умрет, то снова воскреснет и не умрет уже вовеки, а кто другую веру примет — гореть тому на том свете в вечном огне. Что вы мне посоветуете? Что скажете? (м-ф 22/видео. Совет бояр: 37 с. Сам знаешь, князь, — сказали бояре и старцы, — всякий свое хвалит, а не хулит. У тебя есть мужи; пошли их разведать, как служат Богу разные народы.)
     Совет этот по душе пришелся Владимиру. Выбрал он десять лучших и смышленых мужей и послал их к болгарам, немцам, грекам — разведать, как у них совершается церковная служба. Послы эти были у болгар и у немцев; не понравилось им богослужение этих народов.
     Наконец послы прибыли в Царьград. Узнал император, с какою целью явились они, принял их с большой честью и послал сказать патриарху, чтобы для русских послов он совершил богослужение как можно торжественнее: “Да видят славу Бога нашего” (м-ф 23/видео. Служба в храме Святой Софии: 43 с. Повели послов в церковь. Храм сиял огнями. Блистали на иконах золотые ризы и драгоценные камни. Шла торжественная архиерейская служба. Раздавалось прекрасное пение певчих. Благовониями курились кадильницы. Русские послы были поставлены на удобном месте, так что могли видеть всю службу. Они были поражены великолепием и торжественностью происходящего. На прощание богато одарили послов и с большой честью проводили их.)
   Когда вернулись они в Киев, созвал Владимир снова бояр своих и старцев и сказал: «Вот пришли посланные нами мужи; послушаем, что скажут они» (м-ф 24/видео. Рассказ русских послов: 1 мин 09 с. Ходили мы, — рассказывали послы, — к болгарам, смотрели, как молятся они в своих храмах — мечетях: стоят без пояса, поклонившись, сядут и глядят и туда и сюда. Нет красоты в служенье их, нехорош их закон. Ходили мы к немцам, были у них в храмах, красоты же никакой не нашли. Когда же пришли мы к грекам и ввели нас в храм, где они служат Богу своему, мы не знали, на небе мы были или на земле. Нет на земле такого вида и такой красоты, и рассказать о ней мы не умеем, знаем только то, что там Бог пребывает с людьми и служба их лучше всех стран. Мы не можем забыть той красоты. Всякий человек, вкусивши сладкого, не захочет после вкушать горького, так и мы: не хотим здесь быть.
   — Если бы дурен был закон греческий, — сказали Владимиру бояре, созванные на совет, — то не приняла бы  его бабка твоя Ольга, а она была мудрее всех людей.)

     «Где же примем крещение?» - спросил Владимир.

«Где тебе любо», - отвечали бояре.
      Не хотелось русскому князю просить у греков крещения как милости (м-ф 25. Поход на Корсунь: 51 с). Он выступил с войском на Корсунь, богатый греческий город на Таврическом полуострове (м-ф 26/видео. Осада и взятие Корсуни: 1 мин 46 с.
   Корсунцы затворились в городе и крепко отбивались. Владимир послал сказать им, что если они не сдадутся, то он будет хоть три года стоять под городом. Но корсунцы и не думали сдаваться.
   Долго бы пришлось Владимиру простоять под городом, да нашелся доброхот русским в Корсуне. Один корсунянин пустил в русский стан к Владимиру стрелу, на которой было написано: “За тобою, с восточной стороны, находятся колодцы, от них вода идет по трубе в город, перекопай и перейми ее”.
   Владимир, узнав об этом, сказал: «Если это сбудется, я крещусь» — и велел в указанном месте перекопать водопровод. Корсунцы остались без воды, жажда заставила их сдаться. Владимир вошел с дружиною в город и послал сказать греческим императорам Василию и Константину: «Я взял ваш славный город. Слышал, что у вас есть сестра в девицах, если не отдадите ее за меня, то и с вашим городом будет то же, что с Корсунем».)

  • Как вы думаете, какой ответ получил Владимир от императоров? (Предположения детей)

     Опечалились императоры и послали сказать, что нет обычая у христиан выдавать родственниц своих за язычников (м-ф 27/видео. Ответ императоров: 29 с. «Если крестишься, — прибавили они, — то и сестру нашу получишь, и вместе Царство Небесное, и с нами будешь единоверник».)

  • Как вы думаете, что на это ответил Владимир?

   Владимир отвечал на это посланцам:
   — Скажите властителям греческим, что я крещусь; и уже прежде испытал ваш закон, люба мне ваша вера (м-ф 28/видео. Царевна Анна: 1 мин 23 с. Затем он послал сказать императорам: “Пусть те священники, которые придут с сестрою вашею, крестят меня”.
   Немало труда стоило Василию и Константину уговорить сестру свою Анну выйти замуж за Владимира.
   — Иду точно в полон, — говорила она, — лучше бы мне здесь умереть.
   Братья убедили ее, что она будет содействовать обращению всей русской земли к истинному Богу, а греческую землю избавит от лютой рати.
   — Видишь, — прибавили они, — сколько зла наделала Русь грекам? И теперь, если не пойдешь, будет то же.)

     Царевна Анна с большою печалью простилась со своей родней, села на корабль и поплыла в Корсунь, где была торжественно встречена (м-ф 29. Владимир встречает принцессу Анну). С нею было немало священников.
   В это время, говорит предание, у Владимира разболелись глаза; он не мог ничего видеть и сильно тужил (м-ф 30/видео. Болезнь и крещение Владимира: 1 мин 32 с. Царевна сказала ему:
   — Если хочешь исцелиться от болезни, то крестись поскорее.
Епископ корсунский с теми священниками, что прибыли с царевною, крестил Владимира, и когда возложил на него руки, то он вдруг прозрел. Удивился Владимир такому чуду и сказал: «Теперь только я узнал истинного Бога!»
Многие из его дружины, видя это, крестились.)

  • Как вы думаете, для кого Бог явил это чудо?

Затем был совершен брак Владимира с Анною (м-ф 31/видео. Брак с царевной Анной: 25 с)

     Чудо прозрения князя Владимира подобно чуду прозрения некогда ярого гонителя христиан Савла, будущего апостола Павла, ставшего апостолом Господа уже после Его крестной смерти  (м-ф 32. Обращение апостола Павла: 2 мин 13 с)

     В 988 году князь Владимир возвращался на Русь совсем иным человеком (м-ф 33/ видео. Возвращение на Русь: 1 мин 08 с)

     По возвращении в Киев князь Владимир собрал двенадцать своих сыновей и, подготовив их к принятию святой веры Христовой, крестил в источнике, навсегда получившим название Крещатик. Вместе с ними крестился и весь дом его, и некоторые бояре, вероятно, из тех, кто не был в Херсонесе. Одновременно князь повелел везде сокрушать идолов: одни были сожжены, другие изрублены. А главного же идола Перуна с серебряной головой и золотыми усами было приказано, привязав к хвосту лошади, стащить в Днепр, молотя палками для публичного поругания, а затем провожать до порогов, чтобы никто не мог вытащить и взять его. Там идолу привязали камень на шею и утопили. Кануло в воду русское язычество. Со слезами и стонами провожали его те, кто еще не видел духовного света новой веры (м-ф 34/видео. Уничтожение идолов: 53 с).

     Сразу же по истреблении идолов последовало оглашение киевлян еван­гельской проповедью. Священнослужители, а также ранее крещеные княжичи и бояре обходили площади и дома киевлян и наставляли их в истинах Еванге­лия, обличали суетность и тщету идолопоклонства. Многие охотно принимали христианство, были колеблющиеся, некоторые упорствовали. Это побудило князя Вла­димира назна­чить день всеобщего крещения киевлян (по некоторым све­дениям, 1 августа 988 г.). По городу был оглашен указ: «Аще кто не обрящется заутра на реке, богат ли, или убог, или нищ, или работен, противен мне да будет!» «Услышав это, — говорит летописец, — с радостью пошли люди, ликуя и говоря: “Если бы не добро это было (то есть крещение и вера), то не приняли бы наш князь и бояре”». Только самые закоренелые язычники воспротивились этому повелению великого князя и бежали из Киева.

     В назначенный день к месту, где река Почайна впадает в Днепр, стеклось людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие до груди, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже совершенные (то есть уже крещеные и учившие новопосвящаемых) бродили между ними. Начался небывалый, един­ственный в своем роде на Руси всеобщий чин крещения (м-ф 35. Василий Григорьевич Перов «Крещение Руси»). Священники во главе с первым Киевским митрополитом Михаилом читали положенные молитвы и кре­стили в водах Днепра и Почайны бесчисленное мно­жество киевлян. «И была видна радость на Небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ», — заключает летопись (м-ф 36/видео. Крещение киевлян: 2 мин 02 с).

     Обращение в христианство в сильной степени повлияло и князя Владимира. Ушли в прошлое его безнравственная жизнь и жестокость. Он стал более терпимым к людям, щедрым и милостивым к беднякам. Совсем отказался, было, от применения смертной казни даже к матерым разбойникам. Дошло до того, церковные иерархи вынуждены были напомнить ему о княжеских обязанностях судить и карать преступников (м-ф 37/видео. Владимир-христианин: 1 мин 06 с)

Крещение Руси – одно из важнейших культурных событий в истории Древней Руси. Оно положило конец языческой и начало христианской истории России. М-ф 38/видео. Распространение христианства на Руси: 1 мин 27 с. Всюду по Святой Руси, от древних городов до дальних погостов, повелел святой Владимир ниспровергнуть языческие требища, иссечь истуканов, а на их месте рубить по холмам церкви, освящать престолы для бескровной жертвы. Храмы Божии вырастали по лицу земли, на возвышенных местах, у излучин рек, на старинном пути «из варяг в греки», словно путеводные знаки, светочи народной святости. Прославляя храмоздательные труды равноапостольного Владимира, автор «Слова о законе и благодати», святитель Иларион, митрополит Киевский, восклицал: «Капища разрушаются, и церкви поставляются, идолы сокрушаются и иконы святых являются, бесы убегают, крест грады освящает».)

     С первых веков христианства ведет начало обычай воздвигать храмы на развалинах языческих святилищ или на крови святых мучеников. Следуя этому правилу, князь Владимир построил храм в честь своего небесного покровителя – святого Василия Великого на холме, где ранее находился жертвенник Перуна, и заложил каменный храм Пресвятой Богородицы (Десятинный) на месте мученической кончины варягов Феодора и Иоанна (м-ф 39/видео. Построение храма Успения Богородицы (Десятинная церковь). Молитва Владимира: 1 мин 05 с.)

  • Кого вам напомнила молитва Владимира о язычниках при освящении храма? (М-ф 40. Молитва Соломона: 55 с)

     Правление Владимира отмечено появлением на Руси христианской благотворительности, исходящей от государственной власти. Князь содействовал устройству больниц и богаделен (приютов для стариков и инвалидов), заботился о пропитании неимущих киевлян.         

     Государственную поддержку получили строительство и украшение храмов, была создана первая школа, началась полномасштабная подготовка русского духовенства.

     Принятие христианства содействовало развитию зодчества и живописи, проникновению византийской культуры.

     Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры (41/видео. Основа Святой Руси -духовность: 48 с)

     Празднование святому равноапостольному князю Владимиру было установлено святым Александром Невским (м-ф  42. Александр Невский) после того, как 15 мая 1240 года, помощью и заступлением святого Владимира, была им одержана знаменитая Невская победа над шведскими крестоносцами.

     Но церковное почитание святого князя (м-ф 43 Князь Владимир) началось на Руси значительно ранее. Митрополит Илларион, святитель Киевский († 1053), в «Слове о законе и благодати», сказанном в день памяти святого Владимира у раки его в Десятинном храме, называет его «во владыках апостолом», «подобником» святого Константина, и сравнивает его апостольское благовестие Русской Земле с благовестием святых апостолов.

Умер святой князь15 июля 1015 года в своем подгородном селе Берестове.

 


Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz