Меню сайта
Учимся и учим
Информация
Госуслуги
Поиск
|
Крещение РусиНаше Отечество, Россия, стало христианскою страною почти через тысячу лет после пришествия в мир Спасителя. До этого времени люди в Русской земле поклонялись идолам, были язычниками (м-ф 01. Поклонение идолам). Главными идолами были солнце (Даждьбог - м-ф 02) и гром с молниею (Перун – м-ф 03). Кроме них почиталось множество низших идолов, покровителей хозяйства, дома, двора, воды, леса и проч. В жизни наших предков язычников было много суеверий, ложных понятий, жестоких обычаев, случались даже человеческие жертвоприношения идолам. По преданию, св. Апостол Андрей Первозванный (м-ф 04. ) был, с проповедью Евангелия в Скифии, т. е. в стране, из которой впоследствии образовалась Русь. Поднявшись на киевские горы, он поставил там деревянный крест и предсказал, что в этой стране будет сиять истинная вера (м-ф 05/видео. Андрей Первозванный: 1 мин 23 с). По территории Древней Руси проходил торговый путь, который летописец Сильвестр в своём труде назвал «из варяг в греки» (м-ф 06/карта. Путь «из варяг в греки») Это древний водный торговый путь из Балтийского в Черное море, по которому в 9-12 вв. шла торговля Руси и Сев. Европы с Византией.
В Древней Руси Византию обычно называли «Греческим царством», а её столицу — Царьградом. Именно из Византии на Русь стало проникать христианство (м-ф 07/видео. Проникновение христианства на Русь: 51 с) . Первое массовое крещение русичей произошло во второй половине IX века при киевских князьях Аскольде и Дире (м-ф 08/видео. Аскольд и Дир: 2 мин 59 с). После смерти Аскольда и Дира язычество на Руси опять взяло верх. Однако многие из русских служили на службе у византийских императоров в Греции, принимали там христианство и приносили его в свое Отечество. В половине Х века (955 год) киевская княгиня Ольга приняла в Константинополе св. Крещение (м-ф 09/видео. Крещение Ольги: 3 мин 06 с).
После Святослава осталось три малолетних сына: Ярополк, Олег и Владимир. Ярополк сел на княжение в Киеве, Олег — в земле Древлянской и Владимир — в Новгороде. В первые годы своего правления князь Владимир, получивший языческое воспитание в Новгороде, куда его в восьмилетнем возрасте направил княжить Святослав (в 970 году), показал себя усердным язычником. (м-ф 13/видео. Владимир-язычник: 1 мин 17 с. «И стал Владимир княжить в Киеве один, - говорит летопись, - и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоша. И приносили им жертвы, называя их богами... И осквернилась кровью земля Русская и холм тот» (под 980 год). Военные походы Владимира ещё более укрепили границы Руси (м-ф 14/видео. Владимир укрепляет Русь: 1 мин 02 с) Итак, в 983 году доблестная рать князя Владимира отправилась походом на ятвягов. В этом походе чуть сам князь и вся его дружина не сложили голову. Русская дружина попала в засаду и, окруженная ятвягами, отчаянно билась с целыми отрядами ятвягов. Однако те давили числом, и княжеская дружина неуклонно таяла. «Неужто, конец?» — мелькнуло в мыслях у князя. И вдруг перед мысленным взором Владимира на миг мелькнул огромный деревянный Перун (м-ф 15. Перун) с серебряной головой и позлащенными усами. «Помоги, Перуне, сохранить дружину! Принесу тебе богатые жертвы!» - мысленно взмолился Владимир. Но тщетна была его мольба. Не услышал князя золотоусый языческий болван. Сотнями гибли русичи. Повисали на них ятвяги, стаскивали с коней, били дубинами, копьями. Всё меньше оставалось дружины у Владимира. «Отдай сына, и сам уцелеешь!» — кричали волхвы. «Не отдам! Если ваш Перун всемогущ, то пускай явится за ним и сам возьмет моего сына! Зачем же мешаете ему?» - решительно отвечал христианин. «Не слушайте его, киевляне! Разве не видите, что он оскорбляет наших богов? Бросайте факелы! Жгите христиан!» - завопили в испуге волхвы. Полетели факелы. Деревянные хоромы вспыхнули, занявшись сразу с нескольких концов. Ворвавшись внутрь, разъяренная толпа растерзала Иоанна и Феодора. Обстоятельства смерти отца и сына произвели на Владимира сильное впечатление, и он начал сомневаться в истинности языческой веры (м-ф 18/видео. Первые камни веры в сердце Владимира: 24 с) Зорким своим сердцем почувствовал он, что боги языческого пантеона не больше, чем позолоченные истуканы. Об этом скоро узнали соседние народы. В Киеве, как в любом торговом городе, сходились купцы со всех сторон. Они разносили молву в своих землях, обо всем, что видели и слышали. Каждый из соседних народов поспешил обратить Владимира в свою веру, каждому из них хотелось сделать сильного князя своим единоверцем (м-ф 19/видео. Рассказ греческого философа. В.З.: 6 мин 06 с) — Настанет день, — сказал проповедник в заключение, — когда Бог, сошед с неба, будет судить живых и мертвых и воздаст каждому по делам его: праведным даст царство небесное, красоту неизреченную, радость без конца и жизнь вечную; грешникам — мучения бесконечные (м-ф 21/видео. Рассказ философа о страшном суде: 51 с. Рассказал грек о загробной жизни, рае и еще показал картину Страшного суда Господня. Указал праведников на правой стороне, которые с радостью шли в рай, и грешников на левой стороне, идущих в муку. Подумал Владимир и сказал: «Где тебе любо», - отвечали бояре.
Опечалились императоры и послали сказать, что нет обычая у христиан выдавать родственниц своих за язычников (м-ф 27/видео. Ответ императоров: 29 с. «Если крестишься, — прибавили они, — то и сестру нашу получишь, и вместе Царство Небесное, и с нами будешь единоверник».)
Владимир отвечал на это посланцам:
Затем был совершен брак Владимира с Анною (м-ф 31/видео. Брак с царевной Анной: 25 с) Чудо прозрения князя Владимира подобно чуду прозрения некогда ярого гонителя христиан Савла, будущего апостола Павла, ставшего апостолом Господа уже после Его крестной смерти (м-ф 32. Обращение апостола Павла: 2 мин 13 с) В 988 году князь Владимир возвращался на Русь совсем иным человеком (м-ф 33/ видео. Возвращение на Русь: 1 мин 08 с) По возвращении в Киев князь Владимир собрал двенадцать своих сыновей и, подготовив их к принятию святой веры Христовой, крестил в источнике, навсегда получившим название Крещатик. Вместе с ними крестился и весь дом его, и некоторые бояре, вероятно, из тех, кто не был в Херсонесе. Одновременно князь повелел везде сокрушать идолов: одни были сожжены, другие изрублены. А главного же идола Перуна с серебряной головой и золотыми усами было приказано, привязав к хвосту лошади, стащить в Днепр, молотя палками для публичного поругания, а затем провожать до порогов, чтобы никто не мог вытащить и взять его. Там идолу привязали камень на шею и утопили. Кануло в воду русское язычество. Со слезами и стонами провожали его те, кто еще не видел духовного света новой веры (м-ф 34/видео. Уничтожение идолов: 53 с). Сразу же по истреблении идолов последовало оглашение киевлян евангельской проповедью. Священнослужители, а также ранее крещеные княжичи и бояре обходили площади и дома киевлян и наставляли их в истинах Евангелия, обличали суетность и тщету идолопоклонства. Многие охотно принимали христианство, были колеблющиеся, некоторые упорствовали. Это побудило князя Владимира назначить день всеобщего крещения киевлян (по некоторым сведениям, 1 августа 988 г.). По городу был оглашен указ: «Аще кто не обрящется заутра на реке, богат ли, или убог, или нищ, или работен, противен мне да будет!» «Услышав это, — говорит летописец, — с радостью пошли люди, ликуя и говоря: “Если бы не добро это было (то есть крещение и вера), то не приняли бы наш князь и бояре”». Только самые закоренелые язычники воспротивились этому повелению великого князя и бежали из Киева. В назначенный день к месту, где река Почайна впадает в Днепр, стеклось людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие до груди, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже совершенные (то есть уже крещеные и учившие новопосвящаемых) бродили между ними. Начался небывалый, единственный в своем роде на Руси всеобщий чин крещения (м-ф 35. Василий Григорьевич Перов «Крещение Руси»). Священники во главе с первым Киевским митрополитом Михаилом читали положенные молитвы и крестили в водах Днепра и Почайны бесчисленное множество киевлян. «И была видна радость на Небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ», — заключает летопись (м-ф 36/видео. Крещение киевлян: 2 мин 02 с). Обращение в христианство в сильной степени повлияло и князя Владимира. Ушли в прошлое его безнравственная жизнь и жестокость. Он стал более терпимым к людям, щедрым и милостивым к беднякам. Совсем отказался, было, от применения смертной казни даже к матерым разбойникам. Дошло до того, церковные иерархи вынуждены были напомнить ему о княжеских обязанностях судить и карать преступников (м-ф 37/видео. Владимир-христианин: 1 мин 06 с) Крещение Руси – одно из важнейших культурных событий в истории Древней Руси. Оно положило конец языческой и начало христианской истории России. М-ф 38/видео. Распространение христианства на Руси: 1 мин 27 с. Всюду по Святой Руси, от древних городов до дальних погостов, повелел святой Владимир ниспровергнуть языческие требища, иссечь истуканов, а на их месте рубить по холмам церкви, освящать престолы для бескровной жертвы. Храмы Божии вырастали по лицу земли, на возвышенных местах, у излучин рек, на старинном пути «из варяг в греки», словно путеводные знаки, светочи народной святости. Прославляя храмоздательные труды равноапостольного Владимира, автор «Слова о законе и благодати», святитель Иларион, митрополит Киевский, восклицал: «Капища разрушаются, и церкви поставляются, идолы сокрушаются и иконы святых являются, бесы убегают, крест грады освящает».) С первых веков христианства ведет начало обычай воздвигать храмы на развалинах языческих святилищ или на крови святых мучеников. Следуя этому правилу, князь Владимир построил храм в честь своего небесного покровителя – святого Василия Великого на холме, где ранее находился жертвенник Перуна, и заложил каменный храм Пресвятой Богородицы (Десятинный) на месте мученической кончины варягов Феодора и Иоанна (м-ф 39/видео. Построение храма Успения Богородицы (Десятинная церковь). Молитва Владимира: 1 мин 05 с.)
Правление Владимира отмечено появлением на Руси христианской благотворительности, исходящей от государственной власти. Князь содействовал устройству больниц и богаделен (приютов для стариков и инвалидов), заботился о пропитании неимущих киевлян. Государственную поддержку получили строительство и украшение храмов, была создана первая школа, началась полномасштабная подготовка русского духовенства. Принятие христианства содействовало развитию зодчества и живописи, проникновению византийской культуры. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры (41/видео. Основа Святой Руси -духовность: 48 с) Празднование святому равноапостольному князю Владимиру было установлено святым Александром Невским (м-ф 42. Александр Невский) после того, как 15 мая 1240 года, помощью и заступлением святого Владимира, была им одержана знаменитая Невская победа над шведскими крестоносцами. Но церковное почитание святого князя (м-ф 43 Князь Владимир) началось на Руси значительно ранее. Митрополит Илларион, святитель Киевский († 1053), в «Слове о законе и благодати», сказанном в день памяти святого Владимира у раки его в Десятинном храме, называет его «во владыках апостолом», «подобником» святого Константина, и сравнивает его апостольское благовестие Русской Земле с благовестием святых апостолов. Умер святой князь15 июля 1015 года в своем подгородном селе Берестове.
|
|